Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад № 34 «Рябинушка»

муниципального образования город-курорт Геленджик

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад № 34 «Рябинушка»

муниципального образования город-курорт Геленджик

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
«Прямая трансляция Знание.ТВ»

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Модель инклюзивного образования

МБДОУ ЦРР — д/с №34 Рябинушка

Дошкольная модель инклюзивного образования (далее Модель) представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях ДОУ.
В описании модели используются следующие понятия:
Воспитуемый с ограниченными возможностями здоровья (воспитуемый с ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованиюдля всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 

Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ОВЗ, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.

Задачи инклюзивного образования:

-создание инклюзивной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;
-формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
-создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
-организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико — консультативное, коррекционно-развивающее, социально-бытовое направление деятельности, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с социальными
партнерами;
-оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
Образовательная среда — подсистема исторически сложившейся социокультурной среды и одновременно как специально организованные педагогические условия, в которых осуществляется развитие личности ребенка.
Инклюзивная образовательная среда — вид образовательной среды, как совокупности педагогических и организационно-управленческих условий, направленных на:
— включение детей с ОВЗ в образовательное пространство; обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ;
— создание условий для социализации  детей с ОВЗ;
— минимизацию рисков потери качества образования для нормально развивающихся сверстников;
— формирование и развитие личности каждого из обучающихся.

Государственная политика, общества, нормативно-правовая основа инклюзивного образования:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Национальный проект «Образование» (2019 – 2024г.г.),
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (2011 – 2020 г.г.),
Концепция развития инклюзивного образования в Краснодарском крае (2017-2025 г.г.).

Анализ состояния инклюзивного образования
Категории детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ «ЦРР — д/с № 34  «Рябинушка»
• обучающиеся с задержкой психического развития
• обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи
• нарушение опорно-двигательного аппарата

• интеллектуальные нарушения

Наличие кадров:
• воспитатели
• педагог-психолог
• учитель — логопед
• учитель — дефектолог

• музыкальный руководитель
• инструктор по физической культуре

• тьютор

 

Нормативно-правовая база
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей с ОВЗ определены в законодательных актах Российской Федерации, Краснодарского края, нормативных локальных актах, разработаны индивидуальные адаптированные программы
 Вовлеченность детей с ОВЗ во все виды деятельности, дополнительное образование
 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
 Деятельность ПП(к)
 Материально-техническое оснащение
 Интернет — сайт ДОУ обеспечен версией для слабовидящих граждан
 Инструктажи педагогического коллектива по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
 Паспорт доступности

Модель включает компоненты:

целевой,

структурно-функциональный,
содержательно-технологический,

управленческий,

рефлексивно-оценочный.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель: Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов ДОО,  и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в их социализации в образовательное пространство ДОО.
Задачи:
— создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
— разработка модели эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, социально — личностного направлений деятельности;
— совершенствование системы просвещения родителей (законных представителей);

-обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ДОО.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Включает в себя функции управления, управленческие действия, нормативноправовое обеспечение инклюзивного образования, материально-техническую базу, учебно-методическое обеспечение, взаимодействие с организациями и учреждениями других ведомств, информационное обеспечение, деятельность внутреннего структурного элемента – ППк.

Функции управления Управленческие действия
Анализ, целеполагание и
планирование
деятельности
Системный анализ состояния проблемы на уровне ДОУ
Разработка модели и дорожной карты по ее реализации.
Создание алгоритма взаимодействия структурных элементов модели, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение и ресурсное обеспечение
образования ребёнка с ОВЗ
Организация, координация
деятельности
Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы.
Организация оценки соответствия ДОУ требованиям инклюзивного образования.
Проведение совещаний, семинаров.
Установление связей с медицинскими учреждениями, учреждениями культуры, дополнительного образования.
Методическое
сопровождение,
мотивация, управление
кадрами
Анализ кадровых потребностей для работы с детьми с ОВЗ.
Методическая поддержка специалистов сопровождения.
Планирование курсовой подготовки педагогических кадров.
Выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и специалистов и оформление заказ на курсовое обучение.
Мониторинг и контроль Выстраивание внутренней системы мониторинга диагностические, оценочные процедуры.

Учебно-методическое сопровождение включает:
обеспеченность детей с ОВЗ и педагогов дидактическими материалами в соответствии с образовательной программой;
оказание методической помощи участникам образовательного процесса, обеспечение педагогов соответствующей учебно-методической литературой;
определение дефицитов и профицитов педагогов по конкретным проблемам организации инклюзивного образования;
подготовка достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного обучения, создание системы повышения их профессионального мастерства.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) создается для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ППк) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и
оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ОО.

Материально-техническое оснащение кабинетов ДОУ в соответствии с требованиями доступности социально-значимого объекта для инвалидов, определение минимального перечня оборудования для реализации адаптированных программ.
Оборудован кабинет педагога — психолога, который используется в работе с детьми с ОВЗ, действует кабинет учителя – логопеда (учителя — дефектолога).

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

— обеспечение нормативно-правовой базы;
— встречи педагогов и специалистов с родителями (беседы, консультации, анкетирование и др.);
— диагностические исследования и наблюдения педагогов и специалистов в ходе взаимодействия за развитием ребенка;
— определение зоны ближайшего развития ребенка;
— разработка индивидуальных коррекционных образовательных программ;
— выстраивание этапов индивидуального сопровождения ребенка и его семьи;
— повышение профессиональной компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
— социализация и интеграция детей посредством включения в различные виды деятельности (игра, общение, досуг);
— взаимодействия с окружающей средой (дети, взрослые, предметно-развивающая среда, социум).

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ

Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников. Управленческая команда—это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития инклюзивного образования в ДОУ и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей.
Функционирование и развитие инклюзивного образования зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи. Командная работа способствует:
— более успешной работе ДОУ в условиях инклюзивного образования;
— быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде;
— четкому реагированию на изменение образовательного запроса;
— модернизации организационной системы управления реализации модели.
— инициирует шаги по созданию специальных условий для обучения детей с ОВЗ.

Педагоги:

— принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
— реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный
опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
— эффективно взаимодействуют с родителями,  специалистами психолого-педагогического сопровождения;
— имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
— имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его, активно их используют в профессиональной деятельности.

Специалисты психолого-педагогического сопровождения:
— участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;
— действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы;
— эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и узкими специалистами);
— администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его, и активно их используют в профессиональной
деятельности.

Руководитель ДОУ:

— создает условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей атмосферы учреждения;
— занимает лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;
— понимает важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Критерии Параметры Индикаторы измерения результативности
— организация

образовательной

деятельности с
детьми с ОВЗ, с
детьми –
инвалидами;

— знание и
соблюдение
законодательных и
нормативно- правов
ых актов;


разработана
нормативная
документация по
организации
инклюзивного
образования и
детьми с ОВЗ, с
детьми –
инвалидами

— знание   и соблюдение законодательных и нормативно-правовых актов;

— разработана нормативная документация по организации
инклюзивного образования
и детьми с ОВЗ, с детьми – инвалидами;

— организация вариативных форм
получения дошкольного
образования детьми с ОВЗ,
детьми — инвалидами;
-умение педагогов организовать
образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей с детей с ОВЗ;

— умение педагогов
создавать условия для
социализации детей с ОВЗ;
— знание этических норм и
Правил профессионального
поведения;

— умение организовать эффективное
взаимодействие с родителями детей с ОВЗ;

— организация взаимодействия с узкими специалистами и медицинскими работниками

— организация работы психолого-педагогического консилиума на постоянной основе;

— разработана нормативная документация по организации инклюзивного образования и внесены изменения в имеющиеся локальные
акты; — наличие вариативных форм
получения дошкольного образования
детьми с ОВЗ, детьми –инвалидами;
— педагоги применяют в работе с
детьми ОВЗ эффективные методы и
приемы, современные технологии;-наблюдается положительная
динамика в развитии ребенка;-созданы специальные условия для
организации образовательной
деятельности с детьми с ОВЗ-имеются положительные отзывы
родителей о работе педагогов;-организована консультативная помощь — качественное психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

— разработка и реализация
адаптированных образовательных
программ для детей с ОВЗ;

-контроль за качеством организации
образовательного процесса с детьми с
ОВЗ; — наполнение развивающих
центров игровым дидактическим
оборудованием для детей с ОВЗ в
соответствии с требованием ФГОС ДО;

— % педагогов имеющих удостоверение, сертификат повышения квалификации по
«Организации коррекционно– развивающей работы в условиях инклюзивного образования»;

-наличие у педагогов необходимых
компетенций для организации
педагогического процесса с детьми с
ОВЗ.

Для внедрения инклюзивного образования в практику работы  детского сада необходимы следующие условия:

— Принятие философии инклюзии.
— Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям.
— Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства.
— Наличие законов и нормативных актов, регламентирующих инклюзивное образование. Необходимы и определенные организационные, в том числе, кадровые условия.
— Сотрудничество с ПМПк.
— Преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;
Взаимодействие с внешними партнерами.
— Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования
кадров.
— Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов.
— Наличие команды специалистов сопровождения (воспитатели, педагог —
психолог, учитель — дефектолог, учитель — логопед, тьютор, муз. руководитель, инструктор по физ-ре).
Организация деятельности этих специалистов как ППк образовательного учреждения.

Инклюзивное  образование:

  •  дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни;
  • обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива;
  • направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения;
  • базируется на восьми принципах:
  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Международный уровень

Федеральный уровень

Региональный уровень

Письмо МОН РФ О коррекционном и инклюзивном образовании от 07.06.2013

 

РОСОБРНАДЗОР
Министерство просвещения РФ
Прокрутить вверх