С чего все началось? Почти год назад руководство детского сада предложили нам попробовать использовать в своей работе технологию «Детский совет». Появилась масса вопросов: «Что такое «Детский совет?», «Насколько я должна изменить обучающий процесс?», «Готова ли я принять эти изменения?».
Я обратилась к книге Л.В. Свирской «Детский совет». На один из вопросов ответ был получен: «Детский совет» — одна из форм работы, принятая в мировой практике, которая позволяет достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения; поддерживать разнообразие детей и детства.
Но появились и другие вопросы: «В каком направлении я могу предоставить детям больше свободы?», «Что произойдет, если им предоставить эту свободу для самостоятельного выбора и принятия решений?» Чтобы в этом разобраться я решила реализовать данную технологию и перешла к действиям.
Цель и задачи этой технологии очень четко определила в своей книге Л.В. Свирская. Целью данной технологии является создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Задачи детского совета.
Задачи взрослых:
Создать эмоциональный настрой на весь день — «задать тон».
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
Организовать выбор темы нового проекта.
Вовлечь детей в разработку плана действий по проекту.
Для детей:
Учиться выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
учиться формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
учиться делать осознанный ответственный выбор;
учиться внимательно слушать.
Как мы организовали «детский совет»?
В соответствии с комплексно – тематическим планированием образовательной программы нашего ДОУ раз в две недели мы вместе с детьми разрабатываем и реализуем интересные и познавательные мини – проекты по разным темам. «Детский совет» способствует проектированию совместной деятельности. Дети предлагают собственные идеи по реализации разнообразных мероприятий, где каждый ребенок вносит свой личный вклад в общее дело.
Мы вместе с детьми определили правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний. Эти правила – законы группы, все дети приняли эти законы и стараются соблюдать. Правила поведения в группе независимо от их содержания всегда формулируются позитивно: «Внимательно слушай других», «Кричать и бегать можно на улице», «Положи материалы так, чтобы их можно было найти», «Береги материалы и игрушки».
Примерная структура «Детского совета».
Утро. Понедельник. Ребята встречаются после выходных, общаются, но звенит колокольчик и все удобно располагаются на ковре для общения. В начале общения мы делимся новостями, важными событиями, которые произошли на выходных.
Обмен новостями. Это очень важная часть. Как правило дети стремятся к общению со взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным багажом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые — это обеспечивает широкий диапазон событий.
И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями. В общем и сейчас в этом больших изменений пока не произошло, но детские интересы на данном этапе учитываются в большей степени, и детям предоставляется возможность из общей темы выбрать интересующее их направление. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. Тема выбрана. Составляем план – схему. План отражает содержание самостоятельной образовательной деятельности детей в центрах, действия педагогов для стимулирования их самостоятельной деятельности, а также совместную образовательную деятельность педагога с детьми в одном из центров. План открыт для спонтанных детских идей и новых мыслей, то есть возможна корректировка «под запрос» детей.
Программой предусмотрено, что дошкольники самостоятельно определяют, в каком центре и с кем будут работать. Дети объединяются в подгруппы по интересам, поддерживают друг друга, оказывают друг на друга большое обучающее и воспитывающее влияние. То есть дети способствуют обучению и развитию друг друга.
Активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, надо выбирать те, которые, во-первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским опытом, во-вторых, предоставят детям достаточно свободы для конкретных видов деятельности. В то же время педагогическая работа должна быть направлена на реализацию поставленных целей и содержания программы. Существует проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой, организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии.
В пятницу во второй половине дня на «Детском совете» дети подводят итог реализации проекта. Анализируют успешные мероприятия, игры, мастер – классы, продукты проектной деятельности, события. Его основная задача — анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, — заразить энтузиазмом детей, которые пока еще не уверенны в своих силах. Глядя на результаты работы другихребят, в них обязательно появится чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.
В результате работы, я поняла, что готова меняться, предоставить свободу в принятии решений и видов деятельности детям. Ведь в результате процесс обучения стал намного увлекательней и живее, я вижу заинтересованность детей узнать и сделать. Планируя работу вместе с детьми, я получаю самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию — мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая.
Мы всегда можем обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы.
Благодаря «Детскому совету» в нашей группе определился состав лидеров, ребята научились конструктивно общаться друг с другом, стали уверенными в своих силах, проявляют индивидуальность. Определились группы по интересам: несколько ребят в большей степени стали проявлять любознательность и ответственность, им интересно подготовить сообщение по теме и презентовать его в группе, другие больше проявляют себя в творчестве, им нравятся продуктивные виды деятельности: они готовы украшать, оформлять, придумывать дизайны и т.д. А кто-то всегда готов исследовать, выяснять в процессе опытов: «Что? Как? и Почему?» Есть ребята, которые пока готовы просто присоединиться к любой группе или просто поиграть. Но я верю, что и они найдут свой интерес!
Несмотря на трудности, мы работаем, радуемся процессу обучения, где-то ошибаемся, но ошибки – это тоже шанс научиться чему-либо. И мы учимся!
«Детский совет»