Одним из приоритетных направлений в деятельности МБДОУ «ЦРР – д/с №34 «Рябинушка» является физкультурно- оздоровительная работа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР — детский сад № 34 «Рябинушка” имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности С целью осуществления этого приоритетного направления используется программа «Здоровье», которая была разработана в 2009 году имеет рецензию главного врача Детского санатория для лечения детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата имени Октябрьской революции Макарюк Сергея Федоровича.
Программа направлена на реабилитацию детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата и сохранение здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Проблема оздоровления, воспитания и развития — компания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
-· охрана и укрепление здоровья детей;
— · формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
-· создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
— · воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— · обеспечение физического и психического благополучия.
Решая оздоровительные задачи коллектив детского сада организует разностороннюю деятельность направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс профилактических, воспитательно — образовательных, оздоровительных мероприятий по разным возрастным ступеням и по сезонам.
Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка способствует режим дня, соблюдение гигиенических требований.
Педагогический коллектив детского сада понимает важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми. Это закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, послесоновая гимнастика, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники и многое другое.
Ежедневно во всех возрастных группах предусмотрены различные формы двигательной активности:
1) Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Проводится гимнастика ежедневно на открытом воздухе или в зале (в зависимости от погодных условий и возраста детей).
2) Основной формой организованной двигательной активности являются —физкультурные занятия. Два занятия в зале, одно на воздухе. С целью заинтересовать детей мы используем самые разнообразные формы проведения занятий.
Это:
— занятия обычного типа — образцы, в которых можно найти во многих методических пособиях;
— игровые занятия — построенные на основе народных подвижных играх и игр-эстафет с включением игр-аттракционов;
— занятия-тренировки — так мы называем серию занятий по обучению спортивным играм, элементам легкой атлетики;
— сюжетно-игровые занятия — мы еще их называем прогулками-занятиями. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи;
— занятия на спортивных комплексах и тренажерах — такие занятия помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени;
На данных занятиях осуществляется контроль по воспитанию правильной осанки и формированию свода стопы. Во время занятий обращаем внимание на дыхание, особенно во время занятий на открытом воздухе. На основе результатов педагогических наблюдений делается заключение о соответствии содержания и методики проведения физических упражнений требованиям программы и физической подготовленности детей.
3) Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.
4) Во всех видах деятельности педагоги используют оздоровительные паузы, что позволяет снять утомление, активизировать внимание детей, повысить умственную работоспособность. Воспитатели проводят их в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений, используя художественное слово, включая пальчиковые упражнения, психогимнастику, игры на релаксацию.
5) Большое внимание уделяется развитию навыков и умений в области охраны здоровья, соблюдению правил пожарной безопасности, профилактики детского травматизма, обучение детей ПДД. С этой целью в детском саду проводятся познавательные занятия, «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
6) Немаловажное значение имеет правильно организованный здоровый сон. Для быстрого спокойного засыпания используются релаксационные игры, музыкальное сопровождение.
7) После сна воспитатели проводят гимнастику. Ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, закаливающие процедуры.
8) Невозможно представить себе жизнь ребенка в д/саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников, соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Интересно проводятся Малые летние и зимние олимпийские игры, «Осенний марафон», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вперед, мужчины!», «Дни здоровья», «День смеха», «День физкультурника» и др. Целью таких праздников является активное участие детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого дошкольного учреждения. Наш детский сад имеет определенные условия и хорошую материальную базу, что позволяет нам в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
-· Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
— · Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада;
— · Комплексное решение физкультурно — оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;
— · Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы все условия:
— имеется физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
— в каждой группе а) оформлен физкультурный уголок, в котором имеется нестандартное физкультурно-игровое оборудование, изготовленное воспитателями совместно с родителями, в том числе и для профилактики плоскостопии; б) уголки безопасности, где имеются макет улицы, транспорт, дорожные знаки, дидактические игры.
Дети в игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения. Дети старшего возраста совместно с родителями оформили карту-схему «Безопасная дорога от дома до детского сада».
Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, ограничивая ее рамками специальных занятий. На территории детского сада организованна физкультурная площадка. Здесь организуются занятия, спартакиады, спортивные игры (баскетбол, волейбол, хоккей, футбол), соревнования, досуги.
Методическое обеспечение позволяет в полном объеме педагогам проводить работу по данному направлению. Это богатая копилка методической литературы по оздоровительной работе, наглядный материал: плакаты, стенды, коллекция игр по валеологии, ЗОЖ, ПДД. Физкультурно-оздоровительное направление осуществляется через все формы методической работы:
-· Педагогические советы;
-· Консультации;
-· Тренинги, семинары- практикумы;
-· Работа инструктора по физической культуре;
-· Работа педагога-психолога;
-· Неделя «Здоровья»;
-· Выставки, оформление стендов, плакатов;
-· Выступление специалистов д/с на городских конференциях;
-· Проведение ГМО;
-· Ежегодное участие в соревнованиях «Богатырская силушка»;
-· Ежегодное участие коллектива в Спартакиаде трудящихся.
Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач происходит в контакте с медицинскими работниками. Медицинский персонал проводит обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья.
Медицинские сестры контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следят за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Осуществляют контроль за мероприятиями по закаливанию детей и участвуют в организации оздоровительных мероприятий. Ведут ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.
Медицинский персонал проводит диагностику состояния стопы с использованием объективных методов исследования. В детском саду осуществляется рациональное питание. Для оздоровления детей, повышения защитных свойств организма проводится витаминизация третьего блюда, включаются в рацион питания натуральные соки, а также витаминизированные напитки.
В период подъема заболеваний используются природные фитонциды (чесночное масло), образующиеся из эфирных масел лука и чеснока, с целью повышения бактерицидности воздуха. Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
В своей практике мы используем групповые и индивидуальные формы работы — это консультации, беседы, семинары-практикумы, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития, родительские собрания и т. д.
В группах воспитатели оформляют красочные стенгазеты, тематические стенды. Составили коллаж «Красота и здоровье», «В поход всей семьей». В группах оформили семейные фотоальбомы, коллажи по ЗОЖ.
Летне-оздоровительная программа.
Желание сделать пребывание детей летом в детском саду интересным и непринужденным привело педагогический коллектив к необходимости решения задач комплексного подхода к организации отдыха детей:
-· сохранение преемственности традиций семейного воспитания и оздоровления, оказание семье помощи в развитии ее воспитательного потенциала.
-· воспитание ответственности в деле сохранения собственного здоровья у педагогов и родителей, заложено в основу оздоровительной программы.
За летний оздоровительный период усилия коллектива были направлены на реализацию следующих задач:
1. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков; на создание условий, способствующих оздоровлению детского организма.
3. Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Воспитательно-образовательная работа в летний оздоровительный период осуществлялась по нескольким линиям развития.
Физическое развитие. Проводились утренние зарядки под музыкальное сопровождение, речевые физкультминутки, динамические паузы и «Паузы здоровья», подвижные игры и спортивные досуги.
Социальное развитие. Осуществлялись экскурсии к памятникам города, беседы о культуре, истории, и др. Организовывались выставки рисунков.
Познавательное развитие. Большое значение в летний период для детей имели эксперименты и наблюдения в окружающей среде. Воспитатели проводили игры-занятия, мини-викторины, экскурсии, праздники и досуги.
Эстетическое развитие. Воспитатели с детьми разучивали стихи, пословицы и поговорки, слушали песни по определенной тематике, проводили выставки фотографий и рисунков.
Работа по оздоровлению детей в летний период велась по следующим направлениям:
Закаливание природными факторами (солнце, воздух, вода). Дети принимали солнечные и воздушные ванны во время прогулки; на прогулке организовывались игры с водой и водными игрушками. Соблюдался соответственный режим одежды на улице, в группе, во время сна, проводились контрастные воздушные ванны;
Занятия на воздухе. Воспитатели проводили наблюдения, игры на воздухе. Специалисты проводили фронтальные и индивидуальные занятия во время прогулки. Физкультурные и музыкальные мероприятия проводились также на открытом воздухе; Время прогулки увеличивается с 9.00 до 12.00. После полдника: с 16.00 до 19.00 также проводится прогулка. На каждую прогулку воспитатели планировали подвижные и динамические игры на воздухе разной степени подвижности;
Босохождение. В течение лета проводилось интенсивное закаливание стоп с использованием холодной воды из-под крана, топанье в тазу, ходьба по массажным коврикам и дорожкам здоровья, а также босохождение на уличных игровых площадках;
Также следует отметить, что в режиме дня было организовано мытье рук до локтей и лица водой комнатной температуры. После прогулок воспитатели организовывали мытье ног.
Утренние гигиенические процедуры. Во время занятий физической культурой инструктор применяла оздоровительный бег с целью: улучшения функций сердечно – сосудистой, дыхательной систем, повышения уровня физического развития, работоспособности, выносливости детей, а также с целью закаливания.