Инклюзивное образование
Модель инклюзивного образования
МБДОУ ЦРР — д/с №34 Рябинушка
Дошкольная модель инклюзивного образования (далее Модель) представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях ДОУ.
В описании модели используются следующие понятия:
Воспитуемый с ограниченными возможностями здоровья (воспитуемый с ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованиюдля всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ОВЗ, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.
Задачи инклюзивного образования:
-создание инклюзивной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;
-формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
-создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
-организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико — консультативное, коррекционно-развивающее, социально-бытовое направление деятельности, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с социальными
партнерами;
-оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
Образовательная среда — подсистема исторически сложившейся социокультурной среды и одновременно как специально организованные педагогические условия, в которых осуществляется развитие личности ребенка.
Инклюзивная образовательная среда — вид образовательной среды, как совокупности педагогических и организационно-управленческих условий, направленных на:
— включение детей с ОВЗ в образовательное пространство; обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ;
— создание условий для социализации детей с ОВЗ;
— минимизацию рисков потери качества образования для нормально развивающихся сверстников;
— формирование и развитие личности каждого из обучающихся.
Государственная политика, общества, нормативно-правовая основа инклюзивного образования:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Национальный проект «Образование» (2019 – 2024г.г.),
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (2011 – 2020 г.г.),
Концепция развития инклюзивного образования в Краснодарском крае (2017-2025 г.г.).
Анализ состояния инклюзивного образования
Категории детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ «ЦРР — д/с № 34 «Рябинушка»
• обучающиеся с задержкой психического развития
• обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи
• нарушение опорно-двигательного аппарата
• интеллектуальные нарушения
Наличие кадров:
• воспитатели
• педагог-психолог
• учитель — логопед
• учитель — дефектолог
• музыкальный руководитель
• инструктор по физической культуре
• тьютор
Нормативно-правовая база
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей с ОВЗ определены в законодательных актах Российской Федерации, Краснодарского края, нормативных локальных актах, разработаны индивидуальные адаптированные программы
Вовлеченность детей с ОВЗ во все виды деятельности, дополнительное образование
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Деятельность ПП(к)
Материально-техническое оснащение
Интернет — сайт ДОУ обеспечен версией для слабовидящих граждан
Инструктажи педагогического коллектива по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Паспорт доступности
Модель включает компоненты:
целевой,
структурно-функциональный,
содержательно-технологический,
управленческий,
рефлексивно-оценочный.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель: Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов ДОО, и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в их социализации в образовательное пространство ДОО.
Задачи:
— создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
— разработка модели эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, социально — личностного направлений деятельности;
— совершенствование системы просвещения родителей (законных представителей);
-обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ДОО.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Включает в себя функции управления, управленческие действия, нормативноправовое обеспечение инклюзивного образования, материально-техническую базу, учебно-методическое обеспечение, взаимодействие с организациями и учреждениями других ведомств, информационное обеспечение, деятельность внутреннего структурного элемента – ППк.
Функции управления | Управленческие действия |
Анализ, целеполагание и планирование деятельности |
Системный анализ состояния проблемы на уровне ДОУ Разработка модели и дорожной карты по ее реализации. Создание алгоритма взаимодействия структурных элементов модели, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение и ресурсное обеспечение образования ребёнка с ОВЗ |
Организация, координация деятельности |
Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы. Организация оценки соответствия ДОУ требованиям инклюзивного образования. Проведение совещаний, семинаров. Установление связей с медицинскими учреждениями, учреждениями культуры, дополнительного образования. |
Методическое сопровождение, мотивация, управление кадрами |
Анализ кадровых потребностей для работы с детьми с ОВЗ. Методическая поддержка специалистов сопровождения. Планирование курсовой подготовки педагогических кадров. Выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и специалистов и оформление заказ на курсовое обучение. |
Мониторинг и контроль | Выстраивание внутренней системы мониторинга диагностические, оценочные процедуры. |
Учебно-методическое сопровождение включает:
обеспеченность детей с ОВЗ и педагогов дидактическими материалами в соответствии с образовательной программой;
оказание методической помощи участникам образовательного процесса, обеспечение педагогов соответствующей учебно-методической литературой;
определение дефицитов и профицитов педагогов по конкретным проблемам организации инклюзивного образования;
подготовка достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного обучения, создание системы повышения их профессионального мастерства.
Психолого-педагогический консилиум (ППк) создается для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ППк) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и
оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ОО.
Материально-техническое оснащение кабинетов ДОУ в соответствии с требованиями доступности социально-значимого объекта для инвалидов, определение минимального перечня оборудования для реализации адаптированных программ.
Оборудован кабинет педагога — психолога, который используется в работе с детьми с ОВЗ, действует кабинет учителя – логопеда (учителя — дефектолога).
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
— обеспечение нормативно-правовой базы;
— встречи педагогов и специалистов с родителями (беседы, консультации, анкетирование и др.);
— диагностические исследования и наблюдения педагогов и специалистов в ходе взаимодействия за развитием ребенка;
— определение зоны ближайшего развития ребенка;
— разработка индивидуальных коррекционных образовательных программ;
— выстраивание этапов индивидуального сопровождения ребенка и его семьи;
— повышение профессиональной компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
— социализация и интеграция детей посредством включения в различные виды деятельности (игра, общение, досуг);
— взаимодействия с окружающей средой (дети, взрослые, предметно-развивающая среда, социум).
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ
Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников. Управленческая команда—это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития инклюзивного образования в ДОУ и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей.
Функционирование и развитие инклюзивного образования зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи. Командная работа способствует:
— более успешной работе ДОУ в условиях инклюзивного образования;
— быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде;
— четкому реагированию на изменение образовательного запроса;
— модернизации организационной системы управления реализации модели.
— инициирует шаги по созданию специальных условий для обучения детей с ОВЗ.
Педагоги:
— принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
— реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный
опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
— эффективно взаимодействуют с родителями, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
— имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
— имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его, активно их используют в профессиональной деятельности.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения:
— участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;
— действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы;
— эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и узкими специалистами);
— администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его, и активно их используют в профессиональной
деятельности.
Руководитель ДОУ:
— создает условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей атмосферы учреждения;
— занимает лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;
— понимает важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями.
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Критерии | Параметры | Индикаторы измерения результативности |
— организация
образовательной деятельности с — знание и — |
— знание и соблюдение законодательных и нормативно-правовых актов;
— разработана нормативная документация по организации — организация вариативных форм — умение педагогов — умение организовать эффективное — организация взаимодействия с узкими специалистами и медицинскими работниками — организация работы психолого-педагогического консилиума на постоянной основе; |
— разработана нормативная документация по организации инклюзивного образования и внесены изменения в имеющиеся локальные акты; — наличие вариативных форм получения дошкольного образования детьми с ОВЗ, детьми –инвалидами; — педагоги применяют в работе с детьми ОВЗ эффективные методы и приемы, современные технологии;-наблюдается положительная динамика в развитии ребенка;-созданы специальные условия для организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ-имеются положительные отзывы родителей о работе педагогов;-организована консультативная помощь — качественное психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; — разработка и реализация -контроль за качеством организации — % педагогов имеющих удостоверение, сертификат повышения квалификации по -наличие у педагогов необходимых |
Для внедрения инклюзивного образования в практику работы детского сада необходимы следующие условия:
— Принятие философии инклюзии.
— Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям.
— Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства.
— Наличие законов и нормативных актов, регламентирующих инклюзивное образование. Необходимы и определенные организационные, в том числе, кадровые условия.
— Сотрудничество с ПМПк.
— Преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;
Взаимодействие с внешними партнерами.
— Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования
кадров.
— Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов.
— Наличие команды специалистов сопровождения (воспитатели, педагог —
психолог, учитель — дефектолог, учитель — логопед, тьютор, муз. руководитель, инструктор по физ-ре).
Организация деятельности этих специалистов как ППк образовательного учреждения.
Инклюзивное образование:
- дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни;
- обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива;
- направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения;
- базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Международный уровень |
Федеральный уровень |
Региональный уровень
Письмо МОН РФ О коррекционном и инклюзивном образовании от 07.06.2013
- Приказ начальника управления образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик №522 от 27.09.21 “О внесении изменения в приказ начальника управления образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 30 декабря 2020 года №702 “Об организации работы городской психолого-медико-педагогической комиссии в 2021 году”
- Приказ начальника управления образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик №701 от 30.12.20 “Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования город-курорт Геленджик”
- Приказ начальника управления образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик№702 от 30.12.21 “Об организации работы городской психолого-медико-педагогической комиссии в 2021 году”
- Документы, необходимые для предоставления на ПМПК