РОДИТЕЛИ –
ЭТО ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ И
УЧИТЕЛЯ РЕБЕНКА.
ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЯ НУЖДАЕТСЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ.
Открывая в 2010 году инновационную площадку по тьюторскому сопровождению, мы и не думали, что через несколько лет идеи и принципы тьюторства будут отражены в современных образовательных стандартах.
Наша тьюторская практика в 2010 году началась с сопровождения проектной деятельности педагогов, продолжилась сопровождением совместной проектной деятельности педагогов и детей. Конечно же мы не могли обойтись без родителей, как законных представителей наших воспитанников. В результате нами была выявлена проблема: зачастую у родителей иная позиция, далеко не тьюторская, т. е. происходит подмена интереса ребенка собственным, плюс стихийное развитие в условиях семьи, без какого либо осмысления и выражения в творческой деятельности ребенка. Решение данной проблемы мы видим в формировании тьюторской позиции родителя, тем самым родитель из стороннего наблюдателя становится субъектом образовательного процесса.
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, занимать данную позицию по нашему мнению может не только педагог, но и родитель. Формироваться она может как через знакомство с идеями тьюторства, так и через совместную деятельность тьютор — ребенок — родитель, в нашем случае, через совместную проектную деятельность.
В декабре 2014 года нашему детскому саду был присвоен статус муниципальной инновационной площадки по теме: «Формирование интегративных качеств дошкольников посредством тьюторского сопровождения семьи, через включение в совместную проектную деятельность».
Цель проекта: формирование интегративных качеств воспитанников через разработку и внедрение алгоритма тьюторского сопровождения семьи в рамках проектной деятельности.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, сформировать у ребенка ответственность за собственное образование, т. е. субъектную позицию.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью таких как — любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, качеств, обеспечивающих успешность обучения на последующих этапах образования.
Работа нашей инновационной площадки рассчитана на 3 года. Сейчас мы находимся на 2 этапе проекта — реализационном. На первом этапе была проведена диагностика формируемых интегративных качеств. Одновременно с диагностикой проходило насыщение образовательной среды и попытка выявить образовательный заказ семьи. Например, в детском саду были проведены мероприятия, такие как «Поэтическая семья» и «Мама, папа, я – поющая семья».
На втором этапе мы решаем следующие поставленные перед собой задачи:
— создание особого образовательного пространства насыщенного образовательными событиями, — вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ (для решения данных задач нами разработан план мероприятий который включает в себя: семейные конкурсы, творческие мастерские, клубную работу, викторины, КВН, дополнительные услуги, театры и др.) — акцент делается на совместную подготовку и участие в мероприятиях;
— формирование тьюторской позиции родителя через знакомство с идеями тьюторства, через тьюториалы, родительские собрания, и совместной проектной деятельности;
— разработка методических рекомендаций тьюторского сопровождения семьи;
— разработка и апробация алгоритма тьюторского сопровождения семьи в проектной деятельности. На данном этапе нами создана рабочая версия алгоритма, состоящая из следующих этапов: диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный, аналитический, перспективный.
Таким образом, у нас складывается целостная структура (алгоритм) взаимодействия с родителями на различных этапах тьюторского сопровождения семьи, который мы сейчас апробируем на базе нашего детского сада.
После анализа проделанной работы, наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение перспектив развития познавательного интереса, определение темы (содержательных перспектив), определение сроков (временные перспективы).
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Одна из ведущих задач тьютора – раскрыть ресурсный потенциал социальной среды для тьюторанта. Сопровождение детского интереса. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, обеспечивает богатство среды в поддержку интереса ребенка, помогает реализовывать интерес (проектная деятельность), организовывает рефлексию.